Луций Анней Сенека нравственные письма к луцилию - страница 42


1 Греческим странствующим философам.

2 Перевод сделан по конъектуре Эразма. Более обычное чтение: "не сов-

падает по величине". 8 Стоики, отождествлявшие мир с богом, мыслили его

круглым.

4 Руководящее начало - по учению стоиков, разумное и потому высшее

начало, представляющее собой одну из составных частей человеческой души.

5 Битвы и мужа пою - начало "Энеиды". О шести стопах - игра слов:

имеются в виду шесть стоп гексаметра. ' Цецилий Стаций (ум. 168 г. до н.

э.) - римский комедиограф, сочинения которого не сохранились.

* Гиркане - племена, жившие на южном берегу Каспийского моря.

8 Потеряв Гефестиона, начальника своей конницы и близкого друга,

умершего от лихорадки в Мидии, и убив Клита (см. прим. 6 к письму

LXXXIII).

Письмо CXIV

' День рождения человека римляне считали праздником его гения.

8 Август дважды оставлял Мецената своим наместником в Риме и в Италии

- в 36 в в 31 гг. до н. э. Полководец ежевечерне перед разводом ночных

караулов давал пароль. состоявший из одного слова.

8 Это место, весьма невразумительное и по-разному, но недостаточно

убедительно объясняемое и исправляемое издателями, переведено по рукопи-

сям.

* Также и в трактате "О провидении" (III, 9) Сенека упоминает о

"ежедневных разводах" Мецената с его "своенравной женой" Теренцией.

6 Двенадцать таблиц - первый писаный свод римских законов (451 - 450

гг. до н. э.). Гракх, Тиберий Семпроний (168 - 133 гг. до н. в.), стар-

ший из знаменитых братьев-трибунов, был одним из выдающихся ораторов

своего времени. Красе, Луций Лици-ний (140 - 91 гг. до н. э.) - величай-

ший римский оратор предшествовавшего Цицерону поколения, герой его диа-

лога "Об ораторе". Курион, Гай Скрибоний - очевидно, Курион-дед, претор

122 г. до н. в., первый в семье соименных ему знаменитых ораторов. Об

Аппии Клавдии Слепце (консуле 307 и 296 гг. до н. э.) н Тиберий Корунка-

нии (консуле 280 г. до н. в.) Цицерон ("Брут", 55) говорит, что, как

"можно догадываться, они тоже были речисты"; образцы же их красноречия

были не известны и ему.

6 Аррунтий, Луций - скорее всего, консул 22 г. до н. э., сперва про-

тивник, потом сподвижник Августа.

7 Приводимые Сенекой фрагменты Саллюстия - из не дошедшей до нас час-

ти его "Истории".

8 Вергилий. Георгики, IV, 212 - 213.

Письмо CXV

' В некоторых рукописях здесь читается: "некий надлом". 8 Эти четыре

добродетели платоники считали главными. 8 "Энеида". I, 327 - 328, 330.

4 Стоик Аристон Хиосский (см. прим. 1 к письму XXXVI). 6 Овидий. Ме-

таморфозы, II, 1 - 2, 107 - 108.

6 Источники отдельных строк неизвестны. Монолог - из несохранившейся

трагедии Еврипида "Даная".

7 Перевод сделан по исправлению Эразма.

Письмо CXVII

1 Побежденные гладиаторы (см. прим. 2 к письму XXXVII).

* Это чтение дает Швейгехойзер со ссылкой на рукописи. Другое чтение:

"чем питаются светила".

* Речь идет об игре в разбойники, где камушки-пешки брались в плен,

как в нынешних шашках.

Письмо CXVIII

1 Письма к Аттику, I, 12, 4. В том же письме (§ 1) упоминается и о

прижимистости

в ссудах Цецилия, дяди Аттика. ' По чтению других рукописей: "на свою

мошну". ' Глашатай объявлял результаты выборов.

* См. прим. 2 к письму LXXI. Письмо CXIX

' Мурра - неизвестный нам драгоценный материал, то ли минерал, ю ли

фарфор. Ти-

буритинская чашка - глиняная.

s При своем воцарении Александр должен был преодолеть сопротивление

родственников своей мачехи.

3 Красе, сотоварищ Помпея и Цезаря по триумвирату 60 г. до н. э. и

неудачливый полководец в походе на парфян, нажил несметное состояние

скупкой имущества убитых во время проведенных Суллой "убийств по спис-

кам". Лициний - богатый вольноотпущенник Августа; по другому чтению -

Лицин, богач, упоминаемый наряду с Крассом также у Персия (II, 36).

4 Гораций. Сатиры, I, 2, 114 - 116 (пер. М. Дмитриева); ромб - камба-

ла.

Письмо СХХ

1 Описанный Сенекой подвиг Горация Коклита был совершен в той же вой-

не с этрусками, что и подвиг Муция Сцеволы. Уже Тит Ливии, излагая это

предание, сомневается в его достоверности.

s Маний Курий Дентат (ум. 272 г. до н. а., будучи цензором) - многок-

ратный консул и победитель во многих битвах, образец староримской доб-

лести.

8 Гораций. Сатиры, I, 3, 11 - 16 (пер. М. Дмитриева).

Письмо СХХ/

' Архидем из Тарса в Сицилии (II в. до н. э.) - философ-стоик.

v Воск употреблялся в энкаустической живописи древних в качестве

краски. Варроа ("О сельском хозяйстве". III, 17, 4) пишет: "У живописцев

есть большие, разделенные на гнезда ящики, и в них лежат куски разноц-

ветного воска".

3 Имеются в виду пантомимы, жестами изображавшие то, что в данную ми-

нуту пе* певец.

Письмо СХХ//

' "Георгики", I, 250 - 251.

v Катон Цензор, которому принадлежало множество изречений. Эти же

слова как поговорку приводит Цицерон ("О пределах добра и зла". II, 8).

8 Монтан Юлий (начало I в. н. э.) - поэт, автор элегий и эпических про-

изведений:

Сенека Старший ("Контроверсии", 1, 7) называет его "выдающимся поэ-

том".

4 Натта Пинарий - клиент Сеяна, один из обвинителей историка-респуб-

ликанца Кре-муция Корда, осужденного Тиберием в 25 г.

5 Марк Виниций - сын Публия Виниция (см. прим. 3 к письму X), был в

33 г. избран Тиберием в мужья для своей внучатой племянницы Юлии, дочери

Германика.

fl Педон Альбинован (начало I в. н. э.) - поэт, автор мифологического

эпоса о Тесее и поэмы о подвигах Германика, отрывок из которой сохранил-

ся в книге Сенеки Старшего ("Свазории", 1, 15). ,

Письмо СХХ///

' Перевод испорченного места сделан по восстановлению Рукопфа. 2 Мес-

то, испорченное в рукописи, переведено по конъектуре Эразма.

* Имеются в виду Сирены (см. "Одиссея", XII, 178 слл.). 4 Место ис-

порчено, перевод сделан по смыслу.

Письмо CXXIV

' Вергилий. Георгики, I, 176 - 177.

* Перевод испорченного места сделан по конъектуре Пинциана.

1 Создание философской биографии Сенеки затрудняется также отсутстви-

ем точной датировки его книг. Мы придерживаемся общепринятых гипотез.

2 Тацит. Анналы, XII, 8; Светоний. Калигула, 53, 2,

3 Иногда эта связанность с жизненными ситуациями дает исследователям

повод считать книги Сенеки чуть ли не элементом его политической такти-

ки. Так, Итало Лана (/. Lana. Lucio Anneo Seneca. Torino, 1955) полага-

ет, будто трактат "О краткости жизни" с его проповедью невмешательства

философа в дела государства призван был убедить Агриппину и Клавдия, что

ссыльный Сенека намерен впредь держаться дальше от политики, а рассужде-

ния о благодарности в трактате "О благодеяниях" имеют целью защитить ав-

тора от обвинений в неблагодарности перед Нероном, облагодетельствовав-

шим его богатствами.

4 Разумеется, речь идет о философской прозе Сенеки, а не о его траге-

диях. Вопрос о соотношении художнического и моралистического элементов в

них не может войти в эту статью.

5 Ни у греков, ни у римлян не было даже понятия для государства как

отчужденной от человека абстрактной силы; оба римских термина означают

нечто другое: civi-tas - община граждан, res publica - общее достоянье

(или дело).

6 Цицерон. О государстве, I, 7, 12. Здесь и далее, кроме особо огово-

ренных случаев, перевод цитат выполнен автором статьи.

7 Овидий. Скорбные элегии, IV, 10, 35 - 36.

8 Лукан. Фарсалия, I. 157 - 182.

9 Там же. V, 26-30.

10 Кремуций Корд прославлял Брута; в кругу современника Сенеки, стои-

ка-республи-канца Тразеи Пета, день рождения Брута чтили как праздник.

11 Здесь и далее ссылки на сочинения Сенеки даются в тексте в сокра-

щенном виде:

Пров. - "О провидении", Полиб. - "Утешение к Полибию", Гельв. - "Уте-

шение к Гельвии", Бл. ж. - "О блаженной жизни", Дос. - "О досуге", Сп.

д. - "О спокойствии души", Кр. ж. - "О краткости жизни". Мил. - "О мило-

сердии", Благ. - "О благодеяниях", Изыск. - "Изыскания о природе". Римс-

кая цифра указывает книгу, первая арабская - главу, вторая - параграф.

Ссылки на "Письма к Луцилию" даются следующим образом: п. VIII, 3 -

письмо восьмое, параграф третий.

12 Цицерону для создания прочного базиса его этико-философской систе-

мы, явившейся итогом развития республиканской римской идеологии, необхо-

димо было постулировать идею вечности государства (Цицерон. О госу-

дарстве, III, 23, 34).

13 Создатель стой Зенон был учеником киника Кратета.

14 В определении стоиков "только добродетель - благо" "добродетель"

названа словом "т0 г-аЛоу" - "прекрасное". Старый полисный идеал челове-

ка - "хаХоха-уд8й<" - "прекрасный и добрый" - включал и момент физичес-

кой красоты. Стоики отсекли его, оставив за т° ч-Лоч только нравственный

смысл; римские стоики, нечувствительные к эстетической стороне греческой

этики, перевели это то хдХбм как honestum - честное, честность.

15 Это учение принял даже много полемизировавший со стоиками Цицерон,

от которое" но и известно нам ("О законах", I, 29 - 32; "О пределах доб-

ра и зла", III, 62 - 63).

16 Arnim. Stoicorom veterum fragmenta, II, 258. Leipzig, 1922.

17 Здесь уместно вспомнить слова, вложенные Цицероном в уста Гая Ле-

лия, друга Сципиона и слушателя Панэтия: "Государство сошло с прямого

пути и, раз двинувшись под уклон, приходит во все большее расстройство"

("О дружбе", 41. Пер. Г. Кнабс).

18 Цицерон. Тускуланские беседы, I, 1. Пер. М. Гаспарова. Тема "Цице-

рон в полемике и согласии со стоиками" слишком обширна, чтобы трактовать

ее в этой статье.

19 По его собственным словам, он мог повторить с одного прослушивания

две тысячи имен в том же порядке или двести стихов в обратном порядке

(Сенека Старший. Контроверсии, I, предисловие, 2).

20 Лактанций. Божественные установления, 7, 15, 14 - 16.

21 Сенека Старший. Контроверсии, II, предисловие, 4.

22 Это он, согласно "Деяниям апостолов" (18, 12 - 15), будучи прокон-

сулом провинции Ахайи, отказался судить апостола Павла. Всего одно звено

поставила традиция между Сенекой и Павлом - современниками, столь близ-

кими по мысли, что поздняя античность даже создала апокрифическую пере-

писку между ними!

23 Известно, что Секстий написал книгу о правилах питания.

24 Светоний. Калигула, 53, 2.

25 Дион Кассии, 59, 19, 7.

26 Тацит. Анналы, XII, 8.

27 Знаменателен рассказ Светония ("Нерон", 7, 1) о том, что Сенека

после того, как был приставлен воспитателем к Нерону, увидел во сне,

будто должен воспитывать Гая Цезаря (т. е. Калигулу).

28 По-русски - в сб. "Римская сатира". М., 1957,

29 Тацит. Анналы. XIII. 2.

30 По единодушному мнению исследователей, Калигула был образцом для

портрета тирана (см. A. Kopp. Staatsdenken und politisches Handein bei

Seneca und Lucan. Heidelberg. 1969, S. 32 - 35).

31 Тацит. Анналы, XIII, 42.

32 В латинском con-scientia (со-знание) связь с понятием "знание"

чувствуется сильнее, чем ощущаем ее мы в славянской кальке этого слова

"со-весть" (от "ведать").

33 Тацит. Анналы. XIV, 11.

34 Там же, XIV. 56.

35 Позже, в письме XLII, Сенека посетует, что некоторые люди не под-

даются воспитанию, и когда кажется, что держишь их, у тебя в руках оста-

ется только пушинка с крыла.

36 Эти слова прямо перекликаются с одним рассуждением из диалога Ци-

церона <Ю "а-конах" (II, 2, 5). Цицерон тоже признает, что у человека -

особенно если он рожден в одном из маленьких италийских городков - могут

быть две родины: ведь и сам автор родился в Арпине, и мудрец Катон Стар-

ший - в Тускуле. Этой "родине по месту" мы можем отдать теплоту чувства,

но лишь гражданской общине, именуемой Римским Народом, должно отдать

всего себя. Из этого сопоставления как нельзя лучше видно, как далеко

отошел Сенека в конечных выводах своей философии от той традиции, за ко-

торую столь упорно держался в практической деятельности.

37 По стоическому учению, одушевленность и означает материальность,

поскольку душа есть хпневма", "дух" - материальная субстанция, в которой

смешаны огонь и воздух.

38 Об этом свидетельствует и синонимическая замена ее словом

"honestum" - "честностью

39 В письме С VII Сенека бегло излагает это учение, но в собственных

психологических построениях его не учитывает.

40 Стоический пантеизм - отождествление бога-логоса и мира - чужд Се-

неке, эмоционально ему ближе концепция единого личного бога, носившаяся

в воздухе эпохи (Благ., IV. 8, 3).

41 He нужно забывать, что в Риме, управляемом Калигулой или Нероном,

в том кругу, в котором вращался Сенека, внезапная насильственная смерть

была повседневным явлением. Немудрено, что отыскание лекарства против

страха смерти могло показаться одной из главных задач философии.

42 Беседы Эпиктета. III. 24. 101.

43 С. С Аверинцев. Плутарх и античная биография. М., 1973, с. 104 -

105.

44 Ю. Н. Тынянов. Архаисты и новаторы. Л., 1929, с. 21 - 24.

45 Калигула навивал стиль Сенеки "песком без извести" (Свегоний. Ка-

лигула, 53, 2),
1820026224953121.html
1820239326293671.html
1820314351286026.html
1820439330180073.html
1820532279653948.html