ПАМЯТЬ ДВИГАТЕЛЬНАЯ - Терминов и понятий тестологии

П
^ ПАМЯТЬ ДВИГАТЕЛЬНАЯ. То же, что моторная память.

ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ. См. долговременная память.

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ. См. кратковременная память.

ПАМЯТЬ МГНОВЕННАЯ. То же, что непосредственная память.

ПАМЯТЬ МОТОРНАЯ. См. моторная память.

ПАМЯТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ. См. непосредственная память.

ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ. То же, что кратковременная память.

ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ (критерии оценки). Показатели успешного решения коммуникативной задачи, сформулированной в задании к тесту: точность и полнота письменного или устного высказывания (в соответствии с заданной программой), адекватность использования языковых и речевых средств.

ПАРАФРАЗА (греч. paraphrasis описательный оборот, описание). См. синоним.

ПЕДАГОГИКА. Базовая для методики преподавания иностранных языков и лингводидактического тестирования (как раздела методики) наука. П., как и тестирование, связана с учебным процессом; ее положения служат исходными для построения системы обучения и выявления целей, содержания, методов, организационных форм и контроля обучения.

^ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. techne мастерство, искусство + logos слово, речь). Направление в современной дидактике, занимающееся проблемами применения технических средств в учебном процессе, а также вопросами совершенствования структуры и повышения эффективности учебного процесса. В этом отношении задачи п.т. и общедидактические функции лингводидактических тестов (собственно обучающая, развивающая, учебно-информационная и др.) совпадают.

^ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ. Область педагогики, которая занимается вопросами проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ (educational test). Комплекс заданий, измеряющих уровень учебных достижений, обученности, прогресс в учебной деятельности, эффективность учебного процесса. Отличие педагогических тестов от психологических состоит в том, что педагогические тесты измеряют уровень усвоения отдельного предмета, а психологические -свойства психики; в педагогических тестах отчетливее очерчен объект контроля (знания, умения), моделируется фрагмент естественной учебной ситуации, их выполнение вызывает включение мотивации.

ПЕРЕВОД. Тестовое задание, при выполнении которого форма и содержание исходного сообщения передаются средствами другого языка. П. по форме бывает устный и письменный, по взаимосвязи языков — двусторонний (обратный) или с одного языка на другой, по содержанию — свободный, дословный, литературный. Хотя целью изучения неродного языка является беспереводное выражение мыслей, а также понимание на слух и при чтении, в ряде тестов, например в профессионально-ориентированных (для дипломатов, будущих переводчиков), п. используется как тестовое задание. См. также свободный перевод.

^ ПЕРЕВОД ВОЛЬНЫЙ. То же, что свободный перевод. ПЕРЕВОД СВОБОДНЫЙ. См. свободный перевод.

ПЕРЕГРУППИРОВКА. То же, что задание на установление правильной последовательности.

^ ПЕРЕПЛАНИРОВАНИЕ ТЕСТА (пересмотр, ревизия теста). Процедура исправления некачественных заданий теста — после оценивания веса заданий — для составления окончательного теста.

ПЕРЕСКАЗ. Вид контроля умений в области аудирования, чтения, устной монологической речи, состоящий в изложении содержания прочитанной или прослушанной информации.

^ ПИЛОТНЫЙ ТЕСТ (test pilot, фр. piloter управлять) (пилотажный тест) См. предтест, пробный тест.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ. 1. Форма речи, связанная с восприятием, выражением мыслей в графической форме и включающая таким образом два вида речевой деятельности: продуктивный (письмо) и рецептивный (чтение). 2. (письмо) Продуктивный вид речевой деятельности, заключающийся в письменном выражении мыслей на иностранном языке в графической форме. Объектами лингводидактического тестирования являются: I) техника письма (графика, орфография, пунктуация); 2) продуктивная письменная речь: умение продуцировать собственный письменный текст, сочетающий при необходимости такие сложные формы, как описание, повествование, рассуждение, а также умение письменно репродуцировать аудиотекст, демонстрируя умение анализировать содержание первичного текста и умение перерабатывать информацию в соответствии с учебными и др. задачами, а также в соответствии с требованиями жанра. Виды тестовых заданий по п.р. разнообразны: аннотация, реферат (резюме, оценочный и др.), объявление, заявление, тезисы, план, конспект и т. д.

ПЛАН. Тестовое задание, проверяющее умение выделять основную информацию из первичного текста и представлять его (текста) содержание в виде кратких сообщений или вопросов, последовательность которых находит отражение в пунктах п.

ПЛЮС-БАЛЛЫ. См. балл.

ПОВЕСТВОВАНИЕ. Речевое сообщение, представляющее события, действия в определенной последовательности. Умение репродуцировать и продуцировать такое сообщение, используя глагольные формы, наречия, простые и сложноподчиненные предложения, характерные для данного способа изложения информации, является объектом коммуникативных (речевых) тестов.

^ ПОВСЕДНЕВНЫЙ КОНТРОЛЬ. То же, что текущий контроль.

ПОДСТАНОВКА (подстановочные задания, методика дополнения). Тестовое лексическое задание, при выполнении которого требуется подставить другую лексическую единицу в предложенную конструкцию.

^ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ТЕСТА (характеристики теста, качества теста). Принципиально важные характеристики правильно составленного теста: валидность, надежность, практичность (технологичность), экономичность, корректность.

^ ПОЛИГОН ЧАСТОТ (frequency polygon). Построенный в прямоугольной системе координат график, изображающий распределение результатов тестовых измерений.

ПОЛИМОРФНЫЙ ТЕСТ (гр. poly много, многое, разнообразное; morphe форма). Тест, содержащий различные формы заданий: множественный выбор, на сопоставление, установление правильной последовательности — в отличие от мономорфного теста.

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ. Человек, самостоятельно осуществляющий оценивание своих знаний, навыков, умений с помощью теста.

ПОПУЛЯЦИЯ. См. выборка.

ПОЭТАПНЫЙ КОНТРОЛЬ (фр etape отдельный момент, стадия). См. контроль.

ПРАГМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. См. компетенция.

ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ТЕСТ (гр. pragma дело, действие) (тест уменьшенной избыточной информации) (reduced redundancy test). Вид теста, при выполнении которого производится восстановление (репродукция) лингвистических элементов (букв, слов, предложений) текста, предъявленного визуально или аудитивно. Особенности п.т.: уменьшенная избыточная информация, активное использование вероятностного прогнозирования, создание естественной ситуации. Разновидностями п.т. являются клоуз-тест, или тест типа клоуз (ТТК), диктант на фоне шума, диктант-сочинение, визуальный диктант, Б-клоуз тест, гибкий Б-тест, С-клоуз тест, тест по-буквенного восстановления текста, частичный или полный перевод без словаря, тест редактирования.

^ ПРАКТИКУМ ТЕСТОВЫЙ. См. тестовый практикум.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ (гр. praktikos деятельный, активный). Одна из целей лингводидактического тестирования, в процессе которого не только контролируется, определяется уровень владения иностранным языком, но и выполняются разные речевые действия, происходит определенное повторение и закрепление материала, достигается определенный обучающий эффект.

^ ПРАКТИЧНОСТЬ ТЕСТА (practicality, adminis-trability) (технологичность). Одна из характеристик {показатель) качества теста, заключающаяся в доступности инструкций и содержания заданий теста для понимания тестируемого, состоящая в сравнительной простоте как организации тестирования, так и проверки, подсчета результатов, подведения итогов.

^ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ. См. предтест.

ПРЕДЕЛ ТЕСТИРОВАНИЯ ВРЕМЕННОЙ. См. временной предел тестирования.

ПРЕДМЕТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. См. компетенция.

ПРЕДМЕТНАЯ ЧИСТОТА ЗАДАНИЙ. Характеристика тестового задания, подразумевающая, что в тестах не должно проверятся то, для чего они не предназначены.

ПРЕДСКАЗАНИЕ (диагноз). Предварительная оценка будущего выполнения индивидом какой-л. деятельности на основе результатов выполненного в настоящее время теста.

ПРЕДТЕСТ (лат. ргае перед, впереди) (pretest) (предварительный, пилотный тест). 1. Предварительный тест, качества и результаты которого обрабатываются, интерпретируются для составления окончательного теста. 2. Предварительный (пробный) тест, определяющий степень подготовленности учащихся. См. пробный тест.

^ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ ТЕСТ (classroom, teacher made) (нестандартизированный т., учительский т., просто т., квиз). Система заданий, составленных преподавателем дисциплины по пройденному материалу для текущего, промежуточного контроля, т. е. для учебных потребностей. Для п.т. необязательно определение всех показателей качества. См. также локально стандартизированный тест.

ПРИВЫЧНОСТЬ (искушенность). Факторы, влияющие на индивидуальные показатели по тесту. П. улучшает выполнение тестов через неоднократное участие тестируемого в сходных процедурах, через преодоление чувства неизвестности, через тренировки и консультации.

ПРИГОДНОСТЬ. То же, что валидность.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ. Ситуация, заданная тестом, представляющая совокупность речевых и неречевых условий, стимулирующих испытуемого на совершение действия (речевого) или деятельности (коммуникативной). См. также ситуация тестового задания.

^ ПРОБНЫЙ ТЕСТ (учебно-тренировочный тест). Тест, позволяющий проверить степень готовности испытуемых к экзамену, знакомящий с порядком работы, моделью экзамена в целом, помогающий овладеть алгоритмом выполнения типовых заданий (это экономит время на тестовом экзамене).

^ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЕРОЯТНОСТНОЕ. См. вероятностное прогнозирование.

ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ (гр. prognostic предвидение) (aptitude or prognostic test). Тест, предназначенный для выявления потенциальных способностей испытуемого; п.т. определяет будущие успехи испытуемого по избранному предмету, специальности.

ПРОФЕССИОГРАММА (лат. professio, греч. grapho письменный знак, линия). Система требований к специалисту в области знаний, навыков, умений, личностных и профессиональных качеств.

^ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ТЕСТ. То же, что модульный тест.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕСТ. См. тест действия.

ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ (фр. profil совокупность типичных свойств). Тип подготовки учащихся в зависимости от их профессиональных интересов и потребностей. Выделяются следующие п.о.: филологический и нефилологический (гуманитарный, экономический, юридический, естественнонаучный, медико-биологический, технический и др.). Изучая русский язык, иностранные учащиеся усваивают такие его подсистемы, как научный стиль, язык специальности, устная научная речь. В российской государственной системе тестирования выделяются уровни владения русским языком как средством получения специальности; достижение учащимися искомого уровня владения языком в учебно-научной сфере по определенному профилю определяется по результатам модульного теста.

ПРОЦЕНТИЛЬ (prozentil). Одна сотая часть условной шкалы, делящей распределение на 100 равных частей. Используется для ранжирования испытуемых по результатам теста.

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ. Задания, измеряющие умственные способности и особенности личности, психики: память, внимание, склонности и т. д., а также объективное и стандартизированное измерение выборки поведения (например, проверка способности служащего к счету, проверка зрительно-двигательной координации). Бывают гомогенными (измеряют одно свойство психики) и гетерогенными (измеряют несколько способностей). См. также тест интеллекта, педагогический тест, тест специальных способностей.


^ Р

РАБОЧАЯ МАТРИЦА. То же, что бланк ответа.

РАЗБРОС (дисперсия, лат. dispersus рассеянный, рассыпанный) (scatter). Показатель степени изменчивости измерений вокруг среднего значения, рассеяние результатов измерений.

^ РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЯ (item construction). Процедура составления тестовых заданий по определенной программе, по спецификации.

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ. То же, что вступительный тест.

РАССКАЗ. Вид лингводидактического тестового задания — словесное повествование о событии, факте — проверяющего умения монологической речи.

РАССУЖДЕНИЕ. В лингводидактике вербальное обоснование какого-л. положения или получение нового вывода на основании имеющихся фактов, суждений. Эффективность р. зависит от уровня владения языком. В коммуникативно-речевых тестах измеряется умение строить и продуцировать собственное рассуждение или репродуцировать монологи-рассуждения.

РЕДАКТИРОВАНИЕ (лат. reductus приведенный в порядок) (cloze-elide test). Тест, имеющий целью проверку языковых и речевых навыков и умении; состоит в исключении лишних, ошибочных, не подходящих для данного контекста слов.

РЕЙТЕР (нем. Reiter всадник). Специалист, оценивающий ответы и ответные листы тестируемого.

РЕЙТЕРСКАЯ ТАБЛИЦА. Индивидуальная таблица тестируемого, которая заполняется рейтером по ходу выполнения кандидатом заданий со свободно конструируемым ответом (тест по говорению, письму). Р.т. включает следующие разделы: объекты контроля (умения, интенции, форма выполнения), шкала оценок, итоговый балл.

^ РЕЙТИНГ (англ, rating оценка, класс, разряд). Индивидуальный числовой показатель оценки какого-л. лица, а также его деятельности.

РЕЗЮМЕ. Тестовое задание, измеряющее уровень владения письменной речью, состоящее в кратком изложении, выводе, заключительном итоге по содержанию написанного, прочитанного, услышанного.

^ РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ ВЫБОРКА. Максимальная представленность в тесте объектов тестирования, например умений и навыков. См. также выборка.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ (фр. representatif представительный, показательный). Дополнительный показатель качества теста, представленность в тесте тех или иных параметров. Например: репрезентативная выборка объектов тестирования означает максимальную представленность в тесте учебной программы; репрезентативность контингента — равнопредставленность как более сильной, так и более слабой части контингента испытуемых, для которых предназначался тест.

РЕФЕРАТ (лат. referre докладывать, сообщать). Тестовое коммуникативно-речевое задание по письму, целью которого является анализ, обобщение, изложение основных мыслей предложенного для реферирования текста (одного и нескольких, объединенных общей темой), а также их оценка и критика. Р. имеет, как правило, научно-информационное назначение, используется при измерении коммуникативной компетенции в учебно-профессиональной сфере общения.

^ РЕЧЕВАЯ ИНТЕНЦИЯ (лат. intentio стремление). Намерение говорящего выразить некий коммуникативно значимый смысл. Р.и. делятся на контактоуста-навливающие (инициирование беседы, изменение темы разговора и т. д.), регулирующие (побуждение собеседника к действию, одобрение и т. д.), информативные (оценивание истинности, вероятности информации и т. д.), эмоциональные (выражение и выяснение эмоциональной оценки: удовольствие, любопытство и т. д.).

^ РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. См. компетенция.

РЕЧЕВОЙ ТЕСТ. Система заданий, измеряющих уровень речевой компетенции: владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка, а также умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи. К р.т. относятся тесты по аудированию, тесты по чтению и другим видам речевой деятельности.

^ РЕЧЬ ИНИЦИАТИВНАЯ. См. инициативная речь.

РЕЧЬ НЕПОДГОТОВЛЕННАЯ. См. неподготовленная речь.

РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ. См. письменная речь.


С

САМОДИКТАНТ. 1. Вид зрительного письма, при котором текст воспринимается зрительно, иногда подвергается анализу, запоминается, затем записывается по памяти и проверяется самим учащимся по ключу (первоначальному тексту). 2. Вид тестового самоконтроля, заключающийся в записи по памяти небольших текстов.

САМОКОНТРОЛЬ (autotesting) (самотестирование). Сознательная оценка результатов собственной учебной деятельности и при необходимости последующее регулирование деятельности для достижения требуемого результата. Желающий проверить свои учебные достижения может использовать для с. языковые, компьютерные и другие тесты.

^ СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ. Вид диктанта, близкого к изложению, включающий несколько этапов: сначала преподаватель читает интересный, доступный для восприятия текст, затем текст читается по частям, а в интервалы, паузы учащиеся восстанавливают текст по памяти. Обучающая ценность такого задания состоит в том, что при его выполнении запоминается и закрепляется лексика, грамматика, проверяются умения сконструировать самостоятельные монологические высказывания на основе те кета-источника. С.д. широко распространен при тестировании на среднем и продвинутом этапах обучения.

^ СВОБОДНЫЙ ПЕРЕВОД (вольный перевод). Один из видов перевода, наряду с адекватным, буквальным (дословным) и др., состоящий в вольном изложении содержания текста средствами другого языка. При контроле, в том числе тестовом, является удобным средством проверки понимания прочитанной или прослушанной информации, усвоения учебного материала. Критерии оценки с.п. включают следующие параметры: а) умение пользоваться при необходимости словарями (общими и специальными) либо умение понять текст с частичной опорой на словарь и без словаря; б) умение сегментировать текст; в) умение выполнить перевод, близкий к оригиналу в смысловом и стилистическом отношении, соблюдая правила орфографии и пунктуации языка, на который осуществляется передача информации.

СЕГРЕГАЦИЯ (лат. segregatio отделение). Результат проведения психологических тестов, разделяющих, к примеру, учащихся по уровню интеллектуального развития (негативная, по оценке ученых, тенденция в образовательной политике США в области психологического тестирования начиная с 30-х гг. XX в.).

СЕМАНТИЗАЦИЯ. Выявление смысла, значения языковой единицы. Задание встречается в лексических тестах с использованием техники множественного выбора (задания закрытой формы) или в заданиях открытой формы.

СЕРТИФИКАТ. Документ, выдаваемый соответствующим уполномоченным органом, например Центром тестирования, о прохождении теста по иностранному языку в рамках искомого уровня и подтверждающий этот уровень. В российской системе тестирования с. является достаточным среди прочих документов об образовании для поступления в вуз на соответствующую форму и уровень образования.

^ СЕРТИФИКАЦИЯ ТЕСТА (аттестация). Процесс независимой экспертной проверки качества тестовых материалов, их соответствия заявленным целям, задачам и образовательным стандартам, апробация, а также выдача соответствующего документа, рекомендующего использовать тест в государственной системе тестирования.

^ СИЛА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩАЯ. То же, что дифференцирующая способность тестовых заданий.

СИНОНИМ (парафраза). Микроконтекстное тестовое лексическое задание, при выполнении которого испытуемый среди предложенных вариантов выбирает описательный оборот или слово, эквивалентное заданному.

^ СИТУАТИВНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ. Совокупность факторов, влияющих на тестовые показатели: личностные особенности экспериментатора-экзаменатора (возраст, пол, профессиональный статус, опыт, внешний вид, поведение до и во время тестирования), деятельность испытуемого непосредственно перед те. - стированием, связь между интерпретацией, разбором тестовых результатов и выполнением последующих субтестов, опыт испытуемого. См. также искушенность, привычность.

^ СИТУАЦИОННЫЙ ТЕСТ. Система заданий, при выполнении которых испытуемый «помещается» в ситуацию, близкую к критериальной ситуации реальной жизни или имитирующую ее. Выполнение с.т. оценивается не на основе таких понятий, как способности и знания, а через эмоциональные, социальные установки и другие личностные переменные показатели. С.т. впервые появились в конце 40-х гг.

^ СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ. См. проблемная ситуация.

СИТУАЦИЯ ТЕСТОВАЯ. То же, что ситуация тестового задания.

СИТУАЦИЯ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ (тестовая ситуация). В отличие от собственно задания с.т.з. представляет собой совокупность условий, побуждающих к выполнению тестируемым определенных действий. Сравните: Ситуация. Бы читаете газету, чтобы узнать, какой будет погода в январе. Задание. Прочитайте сначала статью. Затем прочитайте утверждение и выберите вариант, который наиболее соответствует главной информации. Отметьте букву выбранного вами варианта (А, Б, В или Г) в матрице. В коммуникативных тестах должна воссоздаваться коммуникативно-речевая с., понимаемая как совокупность обстоятельств, определяющих процесс общения и вызывающих необходимость обращения к речи как средству реализации с.; задается следующими параметрами: 1) место, время, характер действия; 2) ситуативные социальные роли (инициатор, ответчик, слушатель, оппонент, единомышленник и др.), 3) коммуникативные намерения собеседников и т. д. См. также проблемная ситуация.

С-КЛОУЗ-ТЕСТ. Тест, состоящий в написании недостающей части слова (как правило, второй половины каждого второго слова). Если в слове нечетное количество букв, то составителями С-к.-т. пропускается большая их часть. Если слово состоит из одной буквы, то пропускается половина следующего слова. Минимальное количество пропусков — 100. С-к.-т. используется как в языковых тестах (проверка сформированности орфографических, лексических, грамматических навыков), так и в речевых.

СКОРОСТЬ (speededness). Одна из характеристик выполнения теста. Установлено, что при выполнении каждого задания закрытой формы на выбор ответа требуется 30—40 секунд. Количество заданий, умноженное на время выполнения одного задания, дает цифру, которая является временем выполнения блока заданий, например, по лексике и грамматике (субтест «Лексика. Грамматика»).

СЛИЧЕНИЕ. То же, что сопоставление.

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. Лексико-грамматическое тестовое задание, целью которого является выявление структуры слова, установление характера значений составляющих его морфем, их связей и соотношений друг с другом. Например, тестируемый получает задание найти слово, которое не входит в группу однокоренных слов в следующем ряду: а) четвертый', б) четверг, в) четыре', г) четный', д) четверть, — проделав словообразовательный анализ.

СЛУЖБА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ (Educational Testing Service). Крупнейшая в мире организация, ведущая разработку педагогических тестов в США.

^ СЛУЧАЙНАЯ ВЫБОРКА. См. выборка, клоуз-тест.

СОВОКУПНОСТЬ ГЕНЕРАЛЬНАЯ. См. генеральная совокупность.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ВАЛИДНОСТЬ. См валидность.

СОЗНАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ. В условиях вузовского образования метод обучения иностранным языкам, в том числе русскому языку как иностранному (РКИ). Название и обоснование метода было предложено в 60-е гг. Б. В. Беляевым — известным психологом и методистом. Российская система тестирования граждан зарубежных стран по РКИ строится на основах и принципах этого метода, который предполагает осознание учащимися языковых форм, необходимых для общения, и признает, что решающим фактором в обучении является иноязычно-речевая практика. Отсюда следует, что основная цель лингводидактического тестирования — выявление способностей учащихся выполнять в иноязычной среде задачи (комплекс речевых действий), с которыми они сталкиваются в ситуациях, возникающих в различных формах социальной жизни.

^ СОПОСТАВИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА (comparability). Один из критериев теста, характеризующий возможность и удобство сравнения тестовых результатов испытуемых.

^ СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ВАЛИДНОСТЬ. См. валидность.

СОПОСТАВЛЕНИЕ (сличение). Тестовое задание по лексике, при выполнении которого сопоставляются списки лексических единиц на родном и изучаемом языке или значение лексической единицы сопоставляется с несколькими вариантами предложенных для выбора ответов, например: — Скажите, пожалуйста, как называется ближайшая остановка? (а) следующая; б) будущая; в) другая; г) очередная.

СОЧИНЕНИЕ (эссе, фр. essai прозаический этюд). Творческая письменная работа учащихся; изложение собственных мыслей, намерений. Умение правильно выражать мысли в письменной форме у иностранных учащихся развивается на всех этапах обучения с определенной последовательностью: частное письмо, план, конспект, аннотация, реферат, статья, эссе, рецензия. Проверка данных умений производится через лингводидактические тесты по письменной речи (например, задание: напишите краткую заметку на основе прослушанного интервью). Критерии оценки теста-сочинения разнообразны; учитывается логичность и связность изложения, использование соответствующих задаче языковых средств (нормативных с т.зр. современного русского языка), умение достаточно полно представить информацию в соответствии с принятой структурно-композиционной организацией данного письменного задания, умение сочетать такие способы выражения мыслей, как описание, повествование, объяснение, рассуждение.

^ СПЕЦИФИКАЦИЯ ЗАДАНИЯ (item specification). Подробное описание технологии разработки и выполнения тестового задания.

СПЕЦИФИКАЦИЯ ТЕСТА (лат. specificatio перечисление особенностей чего-либо) (test specifications). Подробный план теста и процедуры тестирования; например, сначала описывается цель теста, затем структура и содержание каждой части с указанием формы предъявления материала (устная или письменная), с характеристикой презентируемого материала (социально-бытовая, официально-деловая и пр. проблематика), с указанием на форму выполнения заданий (работа с матрицей, с магнитофоном и т.д.), с указанием на время, объем заданий, количество предъявлений и пр.

СПИСЫВАНИЕ. Применяется как тестовое задание, контролирующее навыки техники письма (графики, орфографии, каллиграфии) и — осложненное с. — лексико-грамматические и речевые навыки (с. текста с изменением лица или времени глаголов, свободный диктант и т. д.).

^ СПИСЫВАНИЕ ОСЛОЖНЕННОЕ. См. списывание.

СПОСОБНОСТЬ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩАЯ. См. дифференцирующая способность тестового задания.

^ СРЕДНЯЯ АРИФМЕТИЧЕСКАЯ (arithmetic mean, М). В тестологии при анализе заданий сумма величин всех измерений, поделенная на число наблюдаемых ответов для вычисления надежности и других показателей качества тестов.

^ СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ. Наглядные образцы, аудиовизуальные средства (предметы, картинки, кино-, видеосюжеты и т. д.), используемые при тестировании для воссоздания ситуации тестового задания, для стимулирования высказывания (например, тестируемому предлагается рекламный проспект с разнообразными объявлениями; задача тестируемого — выбрать сообщение о курсах русского языка для иностранцев в Москве). См. также наглядность.

^ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ. См. технические средства обучения.

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. Один из компонентов содержания обучения наряду с навыками и умениями, правилами; включает языковой (фонетический, лексический, грамматический) и речевой материал. Русский язык для иностранца, обучающегося в России, является средством повседневного, научного и делового общения, так как иностранный учащийся живет, учится в России, устанавливает необходимые деловые контакты или работает. С учетом важнейших экстралингвистических ситуаций, в которых происходит повседневное, учебно-научное и деловое общение, строится российская государственная система тестирования и система уровней владения русским языком как иностранным.

СТАБИЛЬНОСТЬ (лат. stabilis устойчивый) (ВНЕШНИХ) УСЛОВИЙ ТЕСТИРОВАНИЯ. Гарантии, указанные в Положении о тестировании, требующие соблюдения ряда условий: обязательность устных инструкций для экзаменующегося, организация подготовки к тестированию, соблюдение времени, отведенного на тестирование и т. д.

СТАНДАРТ (англ, standard образец, эталон, модель) 1. Социальная норма, отражающая требования к качеству образования — процессу подготовки и уровню подготовленности — со стороны общества и государства; представляет собой единую систему взаимодействующих норм: образовательной, профессиональной, гражданско-правовой и нравственно-воспитательной. 2. Описание минимальных обязательных требований к целям и содержанию обучения на определенном этапе с целью унификации учебного процесса и сопоставимости результатов обучения (например, русскому языку) в разных формах и условиях обучения (краткосрочное, экстенсивное, интенсивное, в среде языка и вне ее и др.).

СТАНДАРТИЗАЦИЯ (standartization). Процесс создания теста, его экспериментальная проверка и апробация среди большого контингента испытуемых для выявления соответствия теста требованиям единого стандарта, а также выявления эффективности тестовых материалов при контроле заданных параметров. Стандартизация теста осуществляется на большой репрезентативной выборке испытуемых того типа, для которого предназначен тест; эта выборка называется выборкой стандартизации.

^ СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ ТЕСТ (standardized test). Тест, отвечающий требованиям качества и прошедший апробацию на большой выборке испытуемых (от 5000 до 30000 человек); с.т. обладает стабильными и приемлемыми показателями качества; имеет спецификацию — паспорт с нормами, условиями, инструкциями — для многократного использования тестовых материалов.

^ СТАНДАРТНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ (standard deviation, SD, о). Мера вариативности, изменчивости результатов теста; равняется половине диапазона средних 50 процентов результата.

СТАНДАРТНЫЙ БАЛЛ. См. балл.

СТАРТОВЫЙ ТЕСТ. Система тестовых заданий, выявляющих реальный (образовательный, языковой) уровень кандидата, уровень его обученности, к примеру, для распределения по учебным группам. См. также вступительный тест.

^ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ВАЛИДНОСТЬ. См. валид-ность.

СТЕПЕНЬ ТРУДНОСТИ (difficulty). Одна из характеристик тестового задания, выявляемая в период экспериментальной проверки тестов; определяется процентом испытуемых, сумевших правильно выполнить конкретное тестовое задание. См. также трудность тестового задания.

СТИМУЛ (лат. stimulus остроконечная палка, которой погоняли животных). В тестологии это вопрос, текст, диалог, т. е. основа заданий, которая создает тестовую ситуацию, предполагающую определенную реакцию тестируемого, побуждающую к действию. С. может быть выражен словесно (вербальный с.) и при помощи средств наглядности (графиков, картин и т. д. — невербальный с.). Примерная формулировка задания-стимула: Вы в театральной кассе. Вам посоветовали посмотреть балет «Руслан и Людмила». У вас еще нет билетов. Узнайте о билетах на балет.

^ СТИМУЛ ВЕРБАЛЬНЫЙ. См. стимул.

СТИМУЛ НЕВЕРБАЛЬНЫЙ. См. стимул.

СТОИМОСТЬ ТЕСТА. Максимальное количество баллов, которые может получить испытуемый за выполнение всего теста, отдельной его части, т. е. субтеста, отдельного задания, отдельной позиции.

^ СТРАТЕГИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ (греч. stratos войско + ago веду). Общая концепция контроля, базирующаяся на принципах метода, в рамках которого ведется обучение. Например, коммун и кативно-деятельностный подход к обучению русскому языку как иностранному предполагает ориентирование при контроле, при отборе типов заданий на коммуникативно-речевую деятельность и функционально-семантическую систему русского языка.

СУБТЕСТ (test task). Совокупность заданий, нередко однотипных, направленных на конкретный объект тестирования. Например, сформированность аудитив-ных умений проверяется в субтесте «Аудирование» после прослушивания монолога (минилекция), диалога (фрагмент интервью), полилога (научная дискуссия) через задания с использованием техники множественного выбора и др.

^ СФЕРА ОБЩЕНИЯ. Взаимосвязанный комплекс ситуаций и тем общения, видов речевой деятельности, обусловленный потребностями обучающихся. Система лингводидактических тестов должна проверять умение иностранцев ориентироваться и реализовывать коммуникативные задачи в социально-бытовой сфере (при удовлетворении личных, бытовых потребностей), в социально-культурной сфере (при удовлетворении своих эстетических, познавательных, социальных, морально-этических, социально-политических потребностей), в официально-деловой, учебно-профессиональной сферах, так как такой подходлежит в основе содержания обучения, его организации, отражен в образовательных стандартах, программах, учебных пособиях по русскому языку как иностранному.

СХЕМА ЛОГИЧЕСКАЯ. См. логическая схема.

Т

^ ТАБЛИЦА КОНТРОЛЬНАЯ. См. контрольная таблица.

ТАБЛИЦА РЕЙТЕРСКАЯ. См. рейтерская таблица.

ТАБУЛИРОВАНИЕ (tabulation, лат. tabula, доска, таблица). Процесс группировки, классификации и размещения в виде таблиц результатов измерений.

ТАКСОНОМИЯ. Направление в области педагогических измерений, которое занимается разработкой теоретических и практических аспектов общих и частных целей обучения, аспектов проверки и оценки знаний, умений и навыков; описывает эталонные действия обучающихся.

^ ТАКТИКА ТЕСТИРОВАНИЯ (греч. taktika искусство построения войска). Система методологических приемов, обусловливающая оптимальный контроль коммуникативных навыков и умений и позволяющая получить объективные результаты об уровнях владения языком среди разных контингентов испытуемых и в разных условиях.

Т-ВЕЛИЧИНА (T-score). Применяемая в США конвертированная величина для оценки индивидуального результата по тесту. В отличие, например, от Z-величины, Т-величина всегда положительна и выражается целым числом.

^ ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. Тестовое задание, цель которого проверить умения самостоятельно строить связную речь с опорой на заданные слова и словосочетания, либо с опорой на фрагмент, являющийся вступлением по отношению к дальнейшему самостоятельному высказыванию.

ТЕЗИСЫ. Тестовое задание, проверяющее умение кратко формулировать основные положения прочитанного или прослушанного сообщения (лекции, диалога и т. д.).

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ. См. контроль.

ТЕМП РЕЧИ. Скорость произнесения речевых элементов; измеряется либо числом звуков, произносимых в единицу времени (например, в секунду), либо количеством слогов. Средний т.р. носителя русского языка — 240—260 слог/мин. Т.р. — один из параметров оценки при тестировании как продуктивных навыков и умений (говорение), так и рецептивных (скорость чтения, аудирования).

ТЕСТ (англ, test испытание, исследование). 1. Испытание, эксперимент, проверка. Дж. У. Оллер — руководитель направления «прагматическое тестирование» (США) — употребляет слово тест в наиболее общем для него значении — «проверочное задание». 2. Система заданий стандартной формы, выполнение которых проходит в равных для всех испытуемых условиях, поддается количественному учету (оценке), позволяет установить уровень сформированности знаний, навыков, умений тестируемого. Т. классифицируются 1) по целевым, функциональным, содержательным и 2) по формальным признакам. По цели применения т. подразделяются на констатирующие, диагностические, прогностические. По виду контроля бывают т. текущего, рубежного, итогового и заключительного контроля. По статусу контролирующей программы различают стандартизированные и нестандартизированные т. По объекту контроля выделяют языковые, речевые, коммуникативные (коммуникативно-речевые) т. По направленности тестовых заданий: дискретные и комплексные (глобальные) т. По соотнесению с нормами или критериями: т., ориентированные на нормы, и т., ориентированные на критерий. По структуре и способу оформления ответа: т. избирательные и т. со свободно конструируемым ответом. По характеру выборочных ответов различают альтернативные т., т. множественного выбора, т. перекрестного выбора. По характеру заданий выделяют т. на сложность и т. на скорость. В зависимости от формы проведения, целей и содержания тестового контроля различают: 1) индивидуальные и групповые т.; 2) устные и письменные т.; 3) бланковые (для их выполнения требуются только бланки и карандаши - так называемые тесты «карандаш и бумага») и предметные т. (для выполнения задания наряду с бланками используются рисунки, карточки, предметы); 4) аппаратурные (в случае использования магнитофона, кодоскопа) и компьютерные т.; 5) вербальные и невербальные т., различающиеся по характеру предъявления стимула (словесный или в виде чертежа, диаграммы). Т. имеет характеристики качества: валидность, надежность, практичность, экономичность и др. Особенности методики тестового контроля — объективность, непосредственная фиксация результатов испытаний, сравнение с заранее подготовленными эталонами ответов, несложность процедуры сравнения, строгая регламентация процедуры тестирования, возможность статистической обработки. Т. помогает индивидуализировать процесс обучения, улучшить самоконтроль учащихся, превращаясь таким образом из метода учета ошибок в метод обучения.

^ ТЕСТ АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ. См. альтернативный тест.

ТЕСТ БАЗОВОГО УРОВНЯ. Комплексный критериально-ориентированный тест общего (не профессионально-ориентированного) владения русским языком; содержит языковой и речевой материал, актуальный для данного уровня и достаточный для коммуникации в социально-бытовой, социально-культурной и учебной сферах (набор языковых средств минимизирован и составляет 1300 единиц). По объему представленного материала т.б.у. соотносится с тестом ключевого уровня (Key English test 1 — КЕТ), выпускаемым Кембриджским университетом.

^ ТЕСТ БЕННЕТА (технический тест). Тест специальных способностей, в классификации тестов по видам деятельности относится к группе технических тестов, проверяет способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, проверяет склонность к работе с техникой. Т.Б. включает серии картинок с изображением несложных технических деталей и устройств, каждая картинка сопровождается вопросом.

^ ТЕСТ ВЕРБАЛЬНЫЙ. См. вербальный тест.

ТЕСТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ. То же, что клоуз-тест.

ТЕСТ ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ. См. вступительный тест.

ТЕСТ ГЕТЕРОГЕННЫЙ. См. гетерогенный тест.

ТЕСТ ГИБРИДНЫЙ. См. комплексный тест.

ТЕСТ ГЛОБАЛЬНЫЙ. См. комплексный тест.

ТЕСТ ГОМОГЕННЫЙ. См. гомогенный тест.

ТЕСТ ГОТОВНОСТИ (readiness test). Тест, проверяющий готовность ученика перейти к изучению следующего раздела, курса; является разновидностью теста (учебных) достижений.

^ ТЕСТ ГРАММАТИЧЕСКИЙ. То же, что тест по грамматике.

ТЕСТ ГРУППОВОЙ. См. групповой тест.

ТЕСТ ДЕЙСТВИЯ (невербальный тест интеллекта). Вт. д. дается неструктурированное задание, допускающее многие способы решений, при этом испытуемый показывает характерные для него пути реакции на задание; испытуемому предлагается сборка объекта, конструирование блоков, завершение картинки, лабиринты (одной из разновидностей т. д. является доска форм Э. Сегена, испытуемый должен как можно быстрее вставить фигуры разной формы в соответствующие им углубления). Разновидностью т. д. является методика проективных тестов. См. также ситуационный тест.

^ ТЕСТ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ. См. диагностический тест.

ТЕСТ ДОПОЛНЕНИЯ. То же, что клоуз-тест.

ТЕСТ (УЧЕБНЫХ) ДОСТИЖЕНИЙ. Система тестовых заданий, измеряющих уровень обученности учащихся за определенный отрезок времени при итоговом и завершающем контроле. Разновидности т. д. — т. прогресса, т. готовности, обзорный т.

^ ТЕСТ ИДЕНТИФИКАЦИИ (indification test). Тест, в котором вместо словесных ответов приводятся схемы, графики, диаграммы, чертежи; испытуемому необходимо в соответствии с условием задания распознать (идентифицировать) изображение и, к примеру, пронумеровать части изображенного, если это оговорено в задании.

^ ТЕСТ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ. См. избирательный тест.

ТЕСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ. См. индивидуальный тест.

ТЕСТ ИНТЕГРАЛЬНЫЙ. То же, что комбинированный тест.

ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТА (intelligence test) (интеллектуальный тест, умственный тест). Тест, предназначенный для измерения уровня умственного (интеллектуального) развития испытуемого. Т.н. (А; Бине и Т. Симона) рассчитаны на широкий диапазон функций индивида: способности к суждению, пониманию, рассуждению, оцениваемые как основные компоненты интеллекта.

^ ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ. То же, что тест интеллекта.

ТЕСТ-ИНТЕРВЬЮ. Тест по устной речи, организуемый между двумя тестируемыми или в группе из 3—4 человек; при этом оцениваются умение понять интервьюирующего, понятливость (коммуникативность), уместность реплик тестируемого, беглость и лексико-грамматическая правильность речи. В т.-и. задается тема, высказывание же испытуемого имеет полусвободный характер, так как реплики-стимулы задаются партнером (экзаменатором) в ходе интервью. В зарубежных методиках т.-и. понимается широко, вербальное высказывание тестируемого может стимулироваться набором сюжетных картинок или вербальным контекстом (прослушанным диалогом, рассказом) и т. д. См. также интервью.

^ ТЕСТ ИСПОЛНЕНИЯ. Ряд заданий, моделирующих узловые ситуации той или иной профессиональной деятельности. В США такого рода т.и. разработаны для 250 различных профессий. См. также тест профессиональных способностей.

^ ТЕСТ КОМБИНИРОВАННЫЙ. См. комбинированный тест.

ТЕСТ КОММУНИКАТИВНЫЙ. См. коммуникативный тест.

ТЕСТ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННЫЙ. См. компьютерный тест.

ТЕСТ КОМПЬЮТЕРНО-АДАПТИРОВАННЫЙ. См. компьютерный тест.

ТЕСТ КОМПЬЮТЕРНЫЙ. См. компьютерный тест.

ТЕСТ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ. См. критериально-ориентированный тест.

ТЕСТ ЛЕКСИЧЕСКИЙ. См. лексический тест.

ТЕСТ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ. См. лингводи-дактический тест.

ТЕСТ ЛИЧНОСТНЫЙ. См. личностный тест.

ТЕСТ ЛОКАЛЬНО СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ. См. локально стандартизированный тест.

ТЕСТ МНОЖЕСТВЕННОГО ВЫБОРА. То же, что задание закрытой формы.

ТЕСТ МОДУЛЬНЫЙ. См. модульный тест.

ТЕСТ МОНОМОРФНЫЙ. См. мономорфный тест.

ТЕСТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ (work-limit test). Тест, на выполнение которого отводится столько времени, чтобы все испытуемые закончили работу. Разновидностью т. на в. является тест на сложность.

ТЕСТ НА СИСТЕМАТИЗАЦИЮ. То же, что задание на установление правильной последовательности.

^ ТЕСТ НА СКОРОСТЬ (speed test, rate test, time-limit test). Тест, состоящий из заданий одинаковой трудности; оценка за тест определяется количеством выполненных заданий в строго ограниченное время, в отличие от теста на выполнение и теста на сложность, т. е. индивидуальные различия определяются скоростью выполнения заданий. Трудность заданий такого теста невелика, но лимит времени устанавливается так, что никто не успевает выполнить все задания. Таким образом, т. на с. строится так, чтобы испытуемому нельзя было получить высший результат.

^ ТЕСТ НА СЛОЖНОСТЬ (power test) (тест возможностей). Тест, состоящий из заданий возрастающей трудности. Номер последнего выполненного задания является качественной характеристикой учебной успешности тестируемого.

^ ТЕСТ НА СООТВЕТСТВИЕ. То же, что задание на соответствие, тест перекрестного выбора.

ТЕСТ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. То же, что задание на установление правильной последовательности, тест на систематизацию.

^ ТЕСТ НЕВЕРБАЛЬНЫЙ. См. невербальный тест.

ТЕСТ НЕСТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ. См. нестандартизированный тест.

ТЕСТ НОРМАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ. См. нормативно-ориентированный тест.

ТЕСТ ОБЗОРНЫЙ. См. обзорный тест.

ТЕСТ ОБУЧАЮЩИЙ. См. обучающий тест.

ТЕСТ ОБЩЕГО ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ. Система тестовых заданий, проверяющих уровень сформированности коммуникативной (речевой, языковой) компетенции, исходя из требований, зафиксированных в нормативных государственных образовательных документах, и необходимый для дальнейшей учебы или работы. Материалы т.о.в.и.я. отражают реальный дискурс, а его цели и задачи соотнесены с жизненно важными ситуациями, возникающими в различных сферах социальной жизни. Реализуя коммуникативные задачи, поставленные в т.о.в.и.я., испытуемый должен выполнить комплекс речевых действий, направленных на продуцирование и рецепцию сообщений. Основным критерием оценки т.о.в.и.я. признается адекватность решения коммуникативных задач.

^ ТЕСТ ОБЪЕКТИВНЫЙ. См. объективный тест.

ТЕСТ ОТСЕИВАЮЩИЙ. См. отсеивающий тест.

ТЕСТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ. См. педагогический тест.

ТЕСТ ПЕРЕКРЕСТНОГО ВЫБОРА. См. задание на соответствие.

ТЕСТ ПО АУДИРОВАНИЮ (listening test) (тест на аудирование). Вид коммуникативно-речевого теста, с помощью которого производится оценка просодических, лексических, грамматических навыков и уровня понимания при слуховом восприятии речевого сообщения (монолога, диалога, полилога). Для проверки просодических навыков (дифференциация фонем, звуков, словесное, логическое, фразовое ударение, интонация в предложении, расчленение речевого отрезка на синтагмы, паузация и т. д.) используются задания с техникой двойного («разный» — «одинаковый») или множественного выбора. Объектами т. по а. могут быть также лексические, грамматические навыки, умения определить тему, главные проблемы, второстепенную информацию и детали сообщения, умение выделять иллюстрирующую, аргументирующую, дублирующую информацию, умение устанавливать смысловые части, причинно-следственные связи между частями сообщения; умение понимать подтекст, эмоционально-оценочную информацию и т. д. Показатели контроля в т. по а. могут быть разделены на качественные и количественные. Под качественными критериями подразумеваются полнота, точность и глубина понимания звучащего текста. К количественным показателям относят объем, темп восприятия, количество единиц информации, составляющих содержание текста тестового задания. В т. по а. используются разные виды тестовых заданий: завершение, парафраз, группировка, сопоставление, интерпретация, исправление, систематизация, дополнение и др.

^ ТЕСТ ПО ГРАММАТИКЕ (грамматический тест). Комплекс заданий в тестовой форме, с помощью которого осуществляется проверка умений употреблять, узнавать, изменять грамматическую форму как на уровне словосочетания, так и в связном тексте, дискурсе. При выборе заданий учитывается следующее: 1) задания должны отражать не столько знание правил, сколько умение оперировать грамматической формой; 2) задания с использованием перевода оправданы только на начальном этапе; 3) рациональнее предлагать задания открытой формы, со свободно конструируемым ответом (это позволяет выявить типичные ошибки): завершение, трансформация и др. Например: Выберите правильную грамматическую форму: «В моем номере... горячей воды» (а) не имеется; б) нет; в) не имеет).

^ ТЕСТ ПО ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ (тест по устной речи, тест по говорению). Разновидность коммуникативно-речевого теста по говорению; проверяет умение тестируемого участвовать в диалоге (расспросе, обсуждении, уточнении, унисоне, диссонансе) и в полилоге, реализовывать тактику речевого поведения, характерную для неподготовленного общения: понимать реплики собеседника, формулировать краткие и полные ответы на общий, специальный или альтернативный вопрос, задавать вопросы в связи с заданной ситуацией, предвосхищая речевое поведение собеседника, вести и поддерживать беседу по заданной теме и в конкретной ситуации общения. Интерсубъектность и взаимодействие — ключевые черты т. по д.р.

ТЕСТ ПО ЛЕКСИКЕ. См. лексический тест.

ТЕСТ ПОДСТАНОВОЧНЫЙ. То же, что клоуз-тест.

ТЕСТ ПОЛИМОРФНЫЙ. См. полиморфный тест.

ТЕСТ ПО МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ. Коммуникативно-речевой тест, проверяющий уровень сфор-мированности навыков и умений говорения (подготовленная и неподготовленная речь); объектами тестирования при этом являются: умение репродуцировать тексты, предъявленные в письменном или звучащем виде, умение обобщать и сопоставлять информацию разных источников, формулируя сходство и различие точек зрения; умение продуцировать собственно монолог на определенную тему, умение прогнозировать и описывать речевую ситуацию с помощью картинки и письменного стимула, умение интерпретировать чью-н. позицию и выражать оценку и др.

^ ТЕСТ ПО ФОНЕТИКЕ (фонетический тест). Система заданий, измеряющих уровень сформированное™ фонетических навыков как компонента лингвистической компетенции и сформированности слухопроизносительных механизмов при речепроизводстве и речевосприятии, например: Определите ложные паузы, неправильно делящие предложение на смысловые части: Вчера / у меня не было / времени / прочитать текст.

^ ТЕСТ ПО ЧТЕНИЮ. Разновидность коммуникативно-речевого теста, проверяющего такие показатели понимания текста, как полнота, глубина, точность (на уровне обобщенных объектов: идей, тем, фактов, а не слов или словосочетаний). Проверке подвергаются также навыки развитости чтения: темп, скорость. В зависимости от поставленных задач тестируемый должен показать понимание общего смысла, главной идеи, проблем, деталей; уметь ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, устанавливать причинно-следственные отношения, оценивать информацию, интерпретировать выводы и т. д. Варианты тестовых заданий: 1) выберите из приведенных ниже предложений те, которые являются ответами на предъявленные вопросы по содержанию теста; 2) расположите данные предложения так, чтобы получился логический план прочитанного текста; 3) определите, какие из данных предложений могут использоваться в качестве заголовка текста, отдельных его абзацев; 4) выберите из предложенных сочетаний те, которыми можно закончить данные предложения в соответствии с содержанием текста и т. д.

^ ТЕСТ ПРАГМАТИЧЕСКИЙ. См. прагматический тест.

ТЕСТ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ. То же, что предтест.

ТЕСТ ПРОБНЫЙ. См. пробный тест.

ТЕСТ ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ. См. прогностический тест.

ТЕСТ ПРОГРЕССА (achievement test) (тест успешности). Разновидность теста достижений; предназначен для текущего и промежуточного контроля, для измерения прогресса в знаниях, умениях испытуемого за определенный отрезок учебы.

^ ТЕСТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ. То же, что модульный тест.

ТЕСТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ (proficiency test) (тест фактических знаний). Система заданий, оценивающих уровень конкретных знаний и навыков, требуемых от отдельных профессий и определяющих степень квалификации специалиста. Т. п. д. делятся на тесты исполнения, или тесты действия, тесты-образцы выполнения работы и др.

^ ТЕСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ. См. психологический тест.

ТЕСТ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ. То же, что вступительный тест.

ТЕСТ РЕДАКТИРОВАНИЯ (close-elide test). Тест, задачей которого является проверка умений исключать лишние, не подходящие для данного контекста словоформы, слова и словосочетания.

ТЕСТ-РЕПЕТИТОР. См. обучающий тест.

ТЕСТ РЕЧЕВОЙ. См. речевой тест.

ТЕСТ СО СВОБОДНО КОНСТРУИРУЕМЫМ ОТВЕТОМ. То же, что задание открытой формы.

ТЕСТ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. Система заданий, направленных на диагностику таких способностей личности, которые касаются конкретной деятельности; позволяет получить данные об особенностях тестируемого — математических, музыкальных, лингвистических, технических. Т.е.с. по видам психических функций делятся на сенсорные (направлены на проверку различных характеристик восприятия: острота зрения, слуха, цветоразличение, дифференциация тембра, громкости), моторные (направлены на изучение точности и скорости движения, моторной координации) и др. Т.е.с. были разработаны первоначально как дополнение к общим тестам интеллекта. Они применялись для профориентации, при отборе и распределении промышленного и военного персонала (тесты способностей к технике, к канцелярской работе, тесты музыкальных и художественных способностей), т. е. т.е.с. выявляли пространственные, перцептивные, технические способности испытуемых.

^ ТЕСТ С ПРОПУСКОМ. То же, что клоуз-тест.

ТЕСТ СТАРТОВЫЙ. См. стартовый тест.

ТЕСТ СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ. См. стандартизированный тест.

ТЕСТ-ТАБЛИЦА. Тест для проверки скорости, правильности чтения, аудирования и т. д. В колонках т.-т. группируются слова (до 200 единиц) по определенному принципу: с гласными в односложных словах, с гласными в двусложных и т. д. словах, с глухими, звонкими, непроизносимыми согласными, со словоформами из существительного с предлогом и т.д. Номера колонок и количество слов в ряду обозначаются цифрами. Это помогает фиксировать ошибки и определять темп восприятия и чтения.

^ ТЕСТ-ТРЕНАЖЕР. См. обучающий тест.

ТЕСТ ТЕХНИЧЕСКИЙ. См. тест Беннета.

ТЕСТ ТИПА КЛОУЗ. (ТТК). См. клоуз-тест.

ТЕСТ ТИПОВОЙ. См. типовой тест.

ТЕСТ УМЕНЬШЕННОЙ ИЗБЫТОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ. То же, что прагматический тест.

ТЕСТ-УПРАЖНЕНИЕ (drill test). Упражнение, имеющее по своей структуре и процедуре характер тестового задания. Его цель — помочь активизировать деятельность учащихся в процессе введения, закрепления, отработки нового языкового материала. В отличие от квиза как контрольно-тренировочной работы, т.-у. используется не для контроля, а для обучения. При составлении т.-у. точно формулируются цели применения, отбираются для отвлекающих ответов типичные ошибки учащихся, выбирается наиболее целесообразная форма заданий и др.

^ ТЕСТ УСПЕШНОСТИ. То же, что тест прогресса.

ТЕСТ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ. То же, что пробный тест.

ТЕСТ УЧИТЕЛЬСКИЙ. То же, что преподавательский тест.

ТЕСТ ФОНЕТИЧЕСКИЙ. То же, что тест по фонетике.

ТЕСТ-ШКАЛА (scaled test). Тест, в котором вопросы размещены в порядке нарастания трудностей и снабжены шкалой для самооценки.

^ ТЕСТ-ЭКЗАМЕНАТОР. См. обучающий тест.

ТЕСТ ЭТАЛОННЫЙ. То же, что якорный тест.

ТЕСТ ЯЗЫКОВОЙ. См. языковой тест.

ТЕСТ ЯКОРНЫЙ. См. якорный тест.

ТЕСТИРОВАНИЕ (testing). 1. Использование и проведение теста. 2. Совокупность ряда этапов: планирование, составление и апробация теста, а также обработка и интерпретация его результатов.

^ ТЕСТИРОВАНИЕ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЕ. См. лингводидактическое тестирование.

ТЕСТИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ. См. централизованное тестирование.

ТЕСТИРУЕМЫЙ (test-taker, testee) (испытуемый, экзаменующийся, кандидат). Человек, проходящий процедуру тестирования.

ТЕСТИРУЮЩИЙ (tester) (тестер, рейтер). Специалист, непосредственно проводящий тестирование, имеющий соответствующее квалификационное удостоверение, выдаваемое после окончания специальной подготовки.

^ ТЕСТОВАЯ БАТАРЕЯ (test battery). Набор стандартизированных тестов (не менее 50 заданий) для комплексной проверки уровня обученности учащихся по ряду смежных аспектов (предметов). Первые т.б. появились после 1945 г., они назывались комплексными батареями способностей, их отличал комплексный охват свойств испытуемого (в отличие от тестов специальных способностей, измеряющих одно свойство испытуемого): вербальное понимание, пространственное воображение, математические способности и скорость восприятия.

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ. См. задание.

ТЕСТОВЫЙ МЕТОД. См. задание.

ТЕСТОВЫЙ ПРАКТИКУМ. Учебное пособие, содержащее тренировочные тестовые задания, необходимые инструкции по их выполнению и ключи для самопроверки.

ТЕСТОЛОГ. Специалист, занимающийся теоретическими и практическими вопросами в области изучения тестов и тестового метода контроля знаний, навыков, умений и т. д.

ТЕСТОЛОГИЯ (testing). Теория тестов и практика тестирования. Теоретико-прикладная наука, исследующая тесты с точки зрения их форм, содержания, функционального назначения, показателей качества, изучающая возможности использования тестов для выявления особенностей формирования и деятельности личности (способностей, знаний, умений) в определенных конкретно-исторических условиях.

^ ТЕХНИКА ТЕСТИРОВАНИЯ (testing technique). Непосредственный порядок и организация тестирования, которые определяются особой инструкцией, включает ряд этапов: регистрация кандидатов, подготовка к тесту (выполнение пробного теста, консультации), выполнение теста испытуемым, контроль со стороны преподавателя за соблюдением условий выполнения заданий, адекватных экзаменационным требованиям; проведение при необходимости беседы «тестирующий — тестируемый» по ходу выполнения тестовых заданий по говорению (устному общению), обработка и оценка результатов тестирования по реитерским таблицам и контрольным матрицам, заполнение итоговой контрольной таблицы, объявление результатов.

^ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО).

Различные технические устройства, аппаратура (магнитофоны, радиоприемники, диапроекторы, видеомагнитофоны, компьютеры и т. д.), используемые в учебном процессе для передачи и хранения информации, для контроля за ее усвоением, для формирования навыков и умений. В лингводидактическом тестировании наиболее часто используются магнитофоны (в тестах по аудированию, в тестах по говорению), видеомагнитофоны (для предъявления видеосюжетов, требующихся по условиям задания). При подготовке к тестированию и для процедуры тестирования, а также для большей эффективности и индивидуализации обучения используются компьютеры (см. компьютерный тест), средства электронной связи и др.

^ ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕСТ. См. тест Беннета.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ. См. педагогическая технология.

ТИПОВОЙ ТЕСТ (греч. typos отпечаток, форма, образец). Тест, представляющий собой определенный образец, модель. Его структура, содержание, языковое оформление рассматриваются как методически целесообразно организованный учебный материал, направленный на контроль конкретных знаний, навыков, умений. Т. т. по РКИ образуют вертикальную систему по уровням владения русским языком как иностранным и горизонтальную, связывающую первичный тест и его варианты.

ТОЛКОВАНИЕ (объяснение, описание). Тестовое задание по лексике или в тестах по говорению, при выполнении которого необходимо объяснить (устно или письменно), к примеру, значение лексической единицы или прокомментировать ошибки в отредактированном тексте.

ТОЧНОСТЬ (accuracy). Одна из характеристик качества выполнения теста испытуемым; численно выражается отношением числа правильных ответов к общему числу ответов, которые дал испытуемый на вопросы теста. См. качество теста.

ТРАНСФОРМАЦИЯ. Тестовое задание, предполагающее изменение структуры (сокращение, расширение), порядка слов, грамматической формы, средств связи, обозначенных в основе задания. При т. может использоваться и свободно конструируемый ответ. Например: Замените выделенные части предложения: Вероятно, он не заметил ошибку — а) что он не заметил ошибку; б) чтобы он не заметил ошибку; в) здесь трудно заметить ошибку; г) ошибка ли это; д) где здесь ошибка.

^ ТРУДНОСТЬ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ (item difficulty) (уровень трудности тестового задания). Основная статистическая характеристика тестового задания, определяемая долей тестируемых из выборки, ответивших правильно на данные задания.

ТЬЮТОР (англ, tutor наблюдаю, наставляю, обучаю, даю уроки). 1. Специалист, экзаменатор, участвующий в процедуре проведения тестирования, обеспечивающий самостоятельную работу испытуемых, соблюдающий все требования, необходимые для проведения объективного контроля. См. также инструкция. 2. Руководитель группы. 3. Репетитор.


1824916315530417.html
1825083146519440.html
1825201865381855.html
1825442300910949.html
1825635560683041.html