Рекомендации для врачей Программа по вопросам питания и безопасности пищевых продуктов Отдел технической поддержки и стратегического развития - страница 5

^ 3. ВВЕДЕНИЕ ПРИКОРМА

Исключительно грудное вскармливание полностью удовлетворяет потребности грудных детей в энергии, макро и микронутриентах, и витаминах примерно до 6-ти месячного возраста.

По мере того, как ребенок растет и становится более активным, для полного удовлетворения его пищевых и физиологических потребностей одного грудного молока недостаточно. Для компенсации разницы между количеством энергии, железа и других незаменимых питательных веществ, которое обеспечивается за счет исключительно грудного вскармливания, и их суммарными потребностями нужна дополнительная пища (прикорм).

^ 3.1 Сроки введения прикорма
Возраст, в котором вводится пища переходного периода, представляет собой особенно уязвимый период в развитии ребенка.

Питание детей в этот период претерпевает коренные изменения – переход от единственного продукта (грудного молока), где главным источником энергии является жир, ко все более увеличивающемуся разнообразию продуктов, которые требуются для удовлетворения пищевых потребностей. Этот переход связан не только с возрастающими и меняющимися потребностями в пищевых веществах, но также и с быстрым ростом, физиологическим созреванием и развитием ребенка.

Грудные дети не обладают физиологической зрелостью для того, чтобы перейти от исключительно грудного вскармливания прямо к пище с семейного стола. Поэтому для преодоления этого разрыва между потребностями и возможностями нужны специально адаптированные семейные продукты (пища переходного периода), причем необходимость в них сохраняется примерно до 1 года, пока ребенок не станет достаточно зрелым для потребления обычной домашней еды. При введении пищи переходного периода ребенок также сталкивается с разнообразными структурами и консистенциями, а это способствует развитию жизненно важных двигательных навыков, таких, как жевание.

Способность потреблять “твердую” пищу требует созревания нервно-мышечной, пищеварительной, почечной и защитной систем, которое происходит примерно к возрасту 6 месяцев (см. главу 1.3.1).

Следует отметить, что слишком раннее введение прикорма, также как и слишком позднее, могут оказать негативное влияние на состояние здоровья детей раннего возраста.


^ ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ!


Слишком раннее начало введения прикорма:

• грудное молоко может быть вытеснено пищей для прикорма, и это приведет к уменьшению выработки грудного молока, а значит и к риску недостаточного потребления ребенком энергии и пищевых веществ;

• грудные дети подвергаются воздействию болезнетворных микробов, присутствующих в продуктах питания и жидкостях, которые могут быть заражены, и тем самым увеличивают риск диспептических заболеваний и, следовательно, недостаточности питания;

• угроза диспептических заболеваний и пищевых аллергий увеличивается вследствие незрелости кишечника, и из-за этого возрастает риск недостаточности питания;

• к матерям быстрее возвращается фертильность, так как снижение сосания груди уменьшает период, в течение которого подавляется овуляция.


Прикорм вводится слишком поздно:

• недостаточное поступление энергии и пищевых веществ от одного грудного молока может привести к задержке роста и недостаточности питания;

• вследствие неспособности грудного молока удовлетворять потребности ребенка могут развиться дефициты микронутриентов, особенно железа и цинка;

• может быть не обеспечено оптимальное развитие двигательных навыков, таких, как жевание, и положительное восприятие ребенком нового вкуса и структуры пищи.



Таким образом, оптимальным сроком начала введения прикорма считается возраст примерно 6 месяцев.

^ 3.2. Основные правила введения прикорма

Своевременное введение правильно подобранных продуктов для прикорма способствует укреплению здоровья, улучшению пищевого статуса и физическому развитию грудных детей и детей раннего возраста в период ускоренного роста. Чтобы этот процесс был успешным, важно придерживаться основных правил введение прикорма:


Основные правила успешного введения прикорма

  1. Введение прикорма должно представлять собой процесс введения продуктов питания, все более разнообразных по своей консистенции, вкусу, аромату и внешнему виду, при одновременном продолжении кормлении грудью.

  2. Важно выбирать наиболее подходящее, в течение дня, время для введения прикорма (когда ребенок обычно наиболее расположен или голоден). Предпочтительнее в первой половине дня.

  3. Для предупреждения снижения выработки грудного молока прикорм вводится после кормления грудью!

  4. Любой продукт для прикорма следует вводить медленно с одной чайной ложки однородного, умеренной густоты пюре из наиболее типичных для данной местности продуктов, например: овощное или картофельное пюре, фруктовое пюре, пюре из печени или каши. Затем, постепенно, в соответствии с аппетитом ребенка, увеличивать его количество.

  5. Для облегчения привыкания ребенка к новой пище рекомендуется добавлять сцеженное грудное молоко.

  6. При выборе круп для приготовления каш предпочтение следует отдавать глютен не содержащим крупам: греча, рис, кукуруза.

  7. Энергетическая плотность пищи для прикорма должна быть не менее 0,67 Ккал/г, в идеале – 1 Ккал/г.

  8. Для профилактики недостаточности железа с 6-месячного возраста следует включать в виде пюре пищевые продукты, богатые железом: печень, мясо, рыба и бобовые..

  9. Не рекомендуется употребление всех видов чая (черный, зеленый. травяной) и кофе до возраста 24 месяцев. Эти напитки препятствуют усвоению железа. После этого возраста избегайте употребления чая во время еды.

  10. Не следует давать цельное не разведенное коровье молоко в качестве питья детям до 9-ти месячного возраста (фактор риска развития железодефицитной анемии). Коровье молоко можно использовать в малых количествах при приготовлении пищи для прикорма.

  11. С9-12 месяцев можно постепенно вводить в рацион питания цельное молоко и молочные продукты – не обезжиренные и не разведенные.

  12. В период введения прикорма не следует добавлять в пищу соль, сахар, специи. Если используется еда с общего стола, то необходимо отделять пищу для ребенка до добавления в нее соли и сахара.






^ 3.3 Этапы введения прикорма
Процесс введения прикорма условно можно разделить на несколько этапов перехода питания грудного ребенка от материнского молока к пище с семейного стола. Эти этапы образуют непрерывный процесс, а переход одного этапа к другому проходит относительно быстро и плавно.

^ Первый этап (6-7 месяцев):

^ ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ!


Для того чтобы улучшить питательные свойства и повысить плотность нутриентов каши и других объемных блюд для прикорма, необходимо:

  • добавлять меньшее количество воды и делать более густую кашу;заменять большую часть воды (или всю воду) грудным молоком или детской питательной смесью;

  • добавлять богатые микронутриентами растертые фрукты и овощи;

  • добавлять богатыежелезом продукты, такие, как растертая печень, провернутое нежирное мясо, рыба или яйца.





Второй этап (7-8 месяцев):


Третий этап (8-9 месяцев):

^ ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ!

Если молоко вводится в качестве питья ранее 9 месяцев, его необходимо модифицировать:

  • вскипятить 70 мл воды,

  • добавить 130 мл кипяченого коровьего или козьего молока, чтобы получить 200 мл смеси,

  • добавить 1 чайную ложку без верха сахара (5г).





Четвертый этап (10-12 месяцев):

Таким образом, приведенные выше рекомендации призваны помочь добиться того, чтобы грудные дети обеспечивались достаточными количествами питательных веществ, максимальной биологической доступности и плотности, и, чтобы стимулировались и развивались соответствующие поведенческие навыки.

Очень важно распознавать различия между детьми в их готовности по своему развитию к введению прикорма, а значит и признавать индивидуальные схемы в темпах введения различных продуктов для прикорма.


1844333555220265.html
1844424211047933.html
1844479199084596.html
1844609645988388.html
1844803452603036.html